"Вопросы психологии", 1996, N2
Л. В. Попова "Проблема самореализации одаренных женщин"
Нет нужды в сложных исследованиях и строгой статистике, чтобы увидеть явное несоответствие между школьными успехами девочек и их достижениями в зрелом возрасте. Это бросающееся в глаза несоответствие было названо С. Олшен "исчезающей одаренностью"; его невозможно объяснить только биологическими причинами (например, различиями в строении мозга или наличием разных гормонов). Как справедливо отмечают Т. В. Виноградова и В. В. Семенов, для понимания сложившейся ситуации "необходимы многофакторные модели", которые учитывали бы биологические и психологические особенности женщин, а также социальные детерминанты, влияние семьи, школы, стереотипов половых ролей. Они делают вывод, что разработка таких моделей - пока дело будущего. Мы полагаем, что одним из оснований для такого вывода является недостаточная изученность отдельных сторон возможных моделей.
В отечественной науке такой недостаточно изученной стороной являются особенности гендерной социализации, в том числе влияние сексизма, создающего внешние и внутренние барьеры реализации одаренности. Сексизм - это: "позиции или действия, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола". Традиционные, патриархальные взгляды на роли мужчины и женщины в обществе, т. е. сексизм, сопровождают весь процесс социализации ребенка. Одной из важнейших функций сексизма, полоролевых стереотипов является оправдание и защита существующего фактического неравенства между полами.
Закрепленное в конституции нашей страны много десятилетий назад равноправие женщин кардинально изменило их положение в обществе (например, в 1989 г. в б. СССР 61% людей с высшим образованием были женщины). Однако оно также стало барьером для исследования социально-психологических проблем, связанных с самореализацией женщин. Официально эти проблемы перестали существовать, разрешились, т. е. как бы исчез предмет исследований и помощи. Патерналистская стратегия искусственного продвижения женщин в высшие законодательные и исполнительные органы власти создавала иллюзию успешного воплощения провозглашенного принципа и избавления от сексизма. Последнее десятилетие развеяло иллюзию и выявило истинное положение женщин в России, которое и до этого не являлось секретом, но не было предметом исследований в психологии.
В предлагаемой статье мы рассмотрим социально-психологические проблемы самореализации одаренных женщин. Понятие "одаренность" не имеет одномерного теоретического определения и находится в процессе непрерывного уточнения. Количественный показатель тех или иных способностей, явно превышающий норму, используется на практике как операциональный критерий одаренности.
Возникает естественный вопрос: а стоит ли изучать женские проблемы? Наши наблюдения и опросы современной студенческой молодежи показали, что социальная ситуация меняется - девушки (в том числе высоко одаренные) стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Как мы полагаем, причинами изменений в ценностных ориентациях могут являться: тяжелый опыт матерей, связанный с двойной нагрузкой, изменения в образе женщины, создаваемом современными средствами массовой информации, высказывания политических лидеров о традиционной женской миссии. Девушки имеют право выбора карьеры домохозяйки, но этот выбор должен строиться на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий. Оценка результатов широкомасштабного "эксперимента" по переориентации женщин на домашнее хозяйство уже имеется в мировой практике.
Исследования в США показали, что, в то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компенсации, выше у работающих женщин. Те же женщины, которые видят себя только в роли жены и матери, чаще всего испытывают так называемый синдром домохозяйки. Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, в частых депрессиях, низкой самооценке. Как показал американский опыт, годы, посвященные только заботам о семье, лишают женщин ощущений самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного Я, могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду.
Существует и другой синдром, порожденный стереотипом "высшего предназначения" женщины, - синдром сверхженщины, объясняющий в определенной степени как быстрое "перегорание" женщин-ученых, руководителей, так и их ограниченные успехи на избранном поприще. Под влиянием этого стереотипа стремление женщины реализовать свои способности переплетается с чувством вины перед семьей и сверхусилиями сделать так, чтобы семья не "страдала" от ее карьеры, что означает работу в полную вторую, а порой и третью смену дома без привлечения домашних себе в помощь, без перераспределения семейных обязанностей.
Ниже мы представляем данные о том, каким образом такие институты социализации, как семья и школа, способствуют созданию барьеров на пути реализации одаренности у девочек и как это отражается на особенностях их возрастного развития. Некоторые из этих барьеров были предметом анализа в научной литературе, однако их специфика по отношению к одаренным девочкам и женщинам еще не рассматривалась в отечественной психологии.
Семья. Сексизм пронизывает процесс воспитания ребенка; он начинает проявляться с момента рождения, задавая разные направления развития девочкам и мальчикам. Хорошо известны работы, посвященные восприятию младенцев в зависимости от пола, исследованию различий в поведении родителей по отношению к дочерям и сыновьям. В детской комнате девочки исследователи обнаружили меньшее количество игрушек, чем у мальчика, и эти игрушки были менее разнообразны. В девочках не поощряют проявлений активности, любознательности, независимости, склонности к риску, к исследовательскому поведению. Именно эти качества лежат в основе оптимального развития способностей. Американские исследователи обнаружили, что родители чаще склонны выделять время и средства на образование и развитие одаренных сыновей, но не дочерей.
В семье под влиянием полоролевых стереотипов родителей закладываются также предпосылки разного восприятия своих способностей и достижений девочками и мальчиками. Исследования показали, что у родителей одаренных девочек больше стереотипов, искажающих оценку способностей дочерей и влияющих на их ожидания успеха. Важно отметить, что убеждения родителей относительно способностей своих детей оказываются более значимыми для самовосприятия ребенка, чем собственные успехи. В случае одаренных девочек, особенно со способностями к математике, стереотипные убеждения родителей в том, что уровень способностей дочери не позволит ей достичь уcпеха, заставляют ее очень рано отказываться от соответствующего обучения.
Школа. Еще до начала обучения девочек готовят к репродуктивной жизни, "хорошему" поведению, следованию правилам, подавлению собственной инициативы (конформности). В школе этот процесс продолжается - многочисленные зарубежные исследования показали, что школьные учителя уделяют больше внимания в классе мальчикам. Учителя в первую очередь отвечают на их вопросы, а одноклассниц к вопросам не поощряют. Подразумевается, что девочка должна знать, а не исследовать и сомневаться в истинности или полноте знания. Помимо того что учителя чаще откликаются на разные виды активности мальчиков, они также дают качественно различную обратную связь мальчикам и девочкам. Любой ответ девочки принимается (с той или иной отметкой), от мальчиков требуют большего, настаивают на поиске правильного или более рационального решения. Их ответам также дается более развернутая оценка, на основе которой можно идти дальше. Таким образом, мальчиков больше ориентируют на достижения, на преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний. Количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, дает им понять, что они на вторых ролях, что в классе есть более важные люди.
Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутствием способностей, мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительные усилия не решат проблему. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что есть, как должное. Обратное справедливо для мальчиков - их стимулируют работать больше, чтобы добиться успеха.
Нами были проведены наблюдения и сделаны видеозаписи уроков в нескольких школах Москвы, с тем чтобы проверить справедливость приведенных выше описаний взаимодействия учителей с учащимися разного пола. К большому сожалению, картина оказалась аналогичной той, которую получили зарубежные исследователи. Она также была дополнена прямыми замечаниями некоторых учителей о том, что девочки "берут терпением и трудолюбием, а не способностями".
В школе учителя продолжают усилия семьи по формированию разного типа поведения у девочек и мальчиков; замечено, что выкрики с места, мелкие нарушения дисциплины, допущенные девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия сходят с рук. Со стороны учителей и родителей на девочек оказывается сильное давление, с тем чтобы заставить их беспрекословно подчиняться всевозможным нормам, правилам и традициям. К отклонениям от норм мальчиков относятся терпимо, тем самым стимулируют у них исследовательскую активность и налагают запрет на нее у девочек.
Согласно данным зарубежных исследователей, различия в отношении учителей к учащимся разных полов выражены еще ярче в случае одаренных детей и подростков. Так, учителя считают, что одаренные мальчики превосходят одаренных одноклассниц в области критического и логического мышления, в творческом решении задач. Учителя-мужчины воспринимают одаренных учениц более традиционно, чем учительницы: более эмоциональными, покладистыми, доверчивыми, с менее развитым воображением, любознательностью, изобретательностью. Было также обнаружено, что учителя дают самые низкие оценки тем ученицам, которые проявляют способности к аналитическому мышлению, к выдвижению собственных оригинальных идей, оказывают сопротивление традиционным условностям. Мальчики с подобными характеристиками имеют у учителей высокий рейтинг.
Учителя, знающие одаренных учениц хорошо, оценивают их более негативно, чем учителя, не работающие с ними постоянно. Противоположная тенденция свойственна ситуации с одаренными мальчиками. Предубежденное отношение к одаренным ученицам особенно опасно, так как девочки более восприимчивы к реакциям учителей.
Аналогичная практика взаимодействия продолжается на уровне университетского образования.
Хотя учителя являются важнейшими источниками влияния на учащихся в школе, не следует забывать, что школьные учебники - непременный атрибут учебного процесса. Учащиеся постоянно ими пользуются, изучают и рассматривают материал, который в них включен. Анализ этого материала показывает, что учебники и учебные пособия полны проявлениями сексизма: мальчики в них изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, а девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки.
Современные отечественные учебники отличаются тем же. Мы проанализировали ряд учебников для начальной и средней школы и обнаружили, что в них преобладают в качестве главных действующих лиц мальчики и мужчины. На иллюстрациях в 66,0% изображены только мальчики и мужчины, тогда как только девочки и женщины присутствуют на 13,6% картинок. Еще больший дисбаланс характерен для рассказов, упражнений и задач: в 81,2% присутствуют только мальчики и мужчины и лишь в 17,9% - девочки и женщины. В подавляющем числе иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажи наделены стереотипными характеристиками - их спасают, защищают, поучают. Еще один пример непродуманного составления учебников - книга для чтения для III класса: среди 38 авторов рассказов, стихотворений нашлось место лишь для одной женщины. Мальчики получают явное преимущество в попытках "найти себя" на страницах школьных учебников, отождествить себя с героями рассказов и упражнений, в то время как девочки не находят для себя ролевых моделей.
Сексистскому влиянию трудно не поддаться прежде всего потому, что оно оказывается преимущественно косвенно - никто прямо, официально не выражает сомнений в способностях, личных качествах, праве на выбор (хотя и такое не редкость в обыденной жизни, в средствах массовой информации, на работе и т. д.). Однако имплицитно, вербально и невербально, через книги, учебники и газеты, рекламу, кинофильмы и телепередачи, поведение значимых других идет поток информации об "истинном" предназначении женщины.
В результате часть одаренных девушек строит жизненные планы на основе высказываемых ожиданий, некритически усвоенных скрытых посланий окружения, без учета своих способностей, интересов, желаний, личностных качеств. Положение усугубляется тем, что одаренные девочки отличаются высокой чувствительностью к ожиданиям социальной среды, высоко развитой способностью к социальной адаптации, склонностью к самопринижению. Последствиями зачастую являются неудовлетворенные потребности, нереализованные способности, выбор профессии и стиля жизни, не соответствующих реальности.
Остановимся теперь на возрастных особенностях. Одаренность проявляется у девочек раньше, чем у мальчиков, вследствие общей закономерности - более быстрого развития девочек. Согласно данным Л. Темена и А. Доен, девочки с высокими умственными показателями выше, физически сильнее и здоровее, чем их сверстницы с нормальным интеллектом. Тем не менее они могут себя чувствовать физически менее развитыми, чем одаренные мальчики или мальчики с нормальным интеллектом.
В диапазоне нормальной одаренности, которая определяется как примерно 95 перцентилей по интеллектуальным тестам и тестам достижений, девочки отличаются физическим и психическим здоровьем. Исследования, в которых одаренные девочки сравнивались с одаренными мальчиками и с обычными детьми (девочками и мальчиками), регулярно выявляют высокую способность к социальной адаптации у одаренных девочек. Девочки с очень высоким уровнем способностей могут испытывать больше трудностей развития, чем мальчики. В этом случае у них более ярко проявляется закономерность, отмеченная первыми исследователями одаренных детей Л. Холлингуорт и Л. Терменом, - в целом дети с очень высоким уровнем умственного развития чаще испытывают социально-психологические проблемы в сфере взаимоотношений как результат исключительных интеллектуальных способностей. Следует указать, что выдающиеся женщины в ретроспективном анализе своего жизненного пути отмечали ощущения непохожести, особенности, отделенности от других, присутствующие уже в детстве.
Одаренные девочки ближе к одаренным мальчикам, чем к девочкам нормальных пособностей, в том, что касается их интересов, отношений, притязаний. Они бывают вовлечены в очень широкий круг занятий, включая традиционно приписываемые мальчикам, - активные игры, спорт. В детстве выдающиеся женщины необычайно много занимались одни - очень много читали, размышляли, исследовали.
Как правило, уже ко второму классу в интересах к профессиям в общей массе детей проявляются полоролевые стереотипы. Однако одаренные девочки в этом отношении больше похожи на своих одаренных сверстников. Их отличает высокий уровень притязаний, они часто представляют в воображении свою будущую профессиональную деятельность. Они мечтают о профессиях астрономов, астронавтов, палеонтологов, дипломатов. На протяжении всего периода развития, определяемого как детство, одаренные девочки превосходят мальчиков в достижениях по всем предметам.
Рассмотрим подробнее, что происходит с проявлениями одаренности у девочек, когда они достигают подросткового возраста. Как уже упоминалось выше, одаренные девочки отличаются хорошим психическим здоровьем, однако в этот период своего развития они могут испытывать тревожность и пониженную уверенность в себе. В одном из сравнительных исследований 14-летних девочек был обнаружен резкий переход от потребности в достижениях и высокой самооценке к потребности в любви и принадлежности к группе. Это исследование показало также, что одаренные девочки в младшем школьном возрасте мечтают об успехах в школе, о будущих достижениях, тогда как в более старшем возрасте их мечты изменяются: они - о близкой дружбе, популярности.
Представляет интерес сравнение отношения к собственной одаренности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Одаренные девочки явно озабочены тем, как воспринимают окружающие их одаренность, как они к ней относятся. Хотя большинство одаренных полагает, что их способности дают им некоторые преимущества, девочки видят в них больше отрицательных сторон, чем их сверстники. У них проявляется двойственное отношение к ярлычку "одаренность" и выраженное беспокойство относительно того, что другие могут отрицательно относиться к нему.
В подростковом возрасте одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей или отдать предпочтение потребности быть принятыми своей группой. Эта дилемма утрачивает особую остроту для многих учениц, обучающихся в специализированной школе или классе. Эта дилемма представляет большие трудности для одаренных девочек, чем для мальчиков: в силу особенностей социализации первые больше ориентированы на общение, межличностные отношения. Из-за большей чувствительности к ожиданиям окружающих одаренные девочки рано понимают, каковы приоритеты для женщины в представлениях современного общества. Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности: согласно американским данным, в начальной школе девочки составляют половину всех одаренных детей. К старшим классам они составляют только одну треть от одаренных.
В нашей стране статистика, сопоставляющая школьные успехи девочек и мальчиков, не велась. Так как до недавних пор большинство учащихся в школе учились по одинаковым программам, т. е. не имели возможности выбирать, то ученицы были в какой-то степени защищены от влияния полоролевых стереотипов. Часть учащихся делала выбор, который отражал полоролевые стереотипы, после окончания VIII класса - это профессиональнотехнические училища, техникумы, специализированные классы и школы. На данный момент диапазон выборов стал гораздо шире, и возможность выбора предоставляется учащимся (или их родителям) раньше. Соответственно увеличивается влияние полоролевых стереотипов на выбор предметов и уровень их сложности, причем оно оказывается в возрасте, когда учащимся еще трудно отрефлексировать последствия своего выбора. Как это может отразиться на их будущем, изучили американские ученые.
Практика раннего выбора предметов и уровня их сложности давно существует в американских школах. Результаты ежегодного тестирования старшеклассников по всей стране показывают, что одаренные юноши превосходят своих одаренных сверстниц по таким предметам, как математика, естественные науки, социальные науки. Более высокие результаты, чем юноши, одаренные девушки показывают только по родному языку. Число юношей, достигающих наивысших показателей по математике, естественным и социальным наукам в три, пять и два с половиной раза соответственно превышает число девушек с такими же показателями.
Одна из главных причин таких различий лежит в выборе учебных предметов: одаренные девушки не только выбирают меньшее число учебных курсов по этим предметам, но и отдают предпочтение их менее сложным вариантам. На этих основаниях можно предполагать, что нас ожидает аналогичная ситуация с введением курсов по выбору - избегание математики, физики, химии в первую очередь девочками с одобрения их родителей.
Такое явление неизбежно приведет к ограничению выбора будущей профессии среди списка профессий, требующих высокой квалификации и высокооплачиваемых. В обществе сложных технологий естественно-математические науки лежат в основе получения высокостатусных профессий. Отказ от предметов этого цикла - это ограничение диапазона выбираемых в будущем профессий и снижение своего статуса в них, это уменьшение возможностей реализации способностей.
Необходимо подчеркнуть, что на выборы предметов, успехи в обучении и работе существенное влияние оказывают факторы, определяемые социальным окружением. Ожидание успеха и вера в значимость поставленной задачи, сочетание инструментального и экспрессивного поведения, исследовательские потребности выделяются учеными как важнейшие атрибуты достижений у одаренных девушек. Однако все это не врожденные особенности, а интериоризуемые в ходе развития отношения, нормы, паттерны поведения, которые приняты в обществе. Согласно имеющимся данным, под влиянием этих факторов происходит снижение профессиональных притязаний: они остаются высокими у высокоодаренных девушек (верхний 1% от признанных выдающимися на уровне страны) и резко снижаются у просто одаренных.
Наши опросы одаренных старшеклассниц из спецклассов и спецшкол Москвы дали аналогичные результаты: несмотря на высокие способности и перспективы учиться в наиболее престижных вузах, девочек отличают менее определенные профессиональные планы, склонность к выбору профессий более низких по социально-экономическому статусу (оператор ЭВМ), имеющих исполнительский или обслуживающий характер (секретарь-референт, например).
Одна из проблем реализации одаренности женщин связана с профконсультационной работой, которая не ориентирована на помощь одаренным девушкам в повышении уровня профессиональных притязаний. При построении профессиональных планов консультанты, исходя из житейских стереотипных представлений, предлагают подумать, как тот или иной выбор может повлиять на создание семьи, рождение и воспитание детей и не оказывают помощи в координировании профессионального пути и семейных планов. Как правило, размышления приводят к выбору менее творческих, требующих меньших лет обучения профессий.
Наконец, получив образование и профессию, одаренная женщина попадает в мир производства, науки, культуры и сталкивается с новой проблемой: для преуспевания необходим отказ от таких качеств, как эмоциональность, интуиция, внимание к межличностным отношениям. Современный мир построен на традиционно маскулинных ценностях: агрессии, соревновательности, достижении цели любой ценой, ориентация на человека оказывается менее значимой, чем ориентация на "дело". Окружение требует от деловой женщины принятия этих ценностей и отказа от тех ценностей и качеств, которые стали частью ее личности, в противном случае ее путь к реализации будет еще сложнее в противостоянии устоявшимся нормам.
Есть еще одна проблема, рожденная особенностями гендерной социализации: мужчина связан обязательством преодолевать внешние и внутренние трудности в работе, у него нет запасного плацдарма, нет возможности выбрать вариант "посидеть дома". Большинство женщин знает, что они всегда могут "скрыться" в мире семьи, заняться воспитанием ребенка, а их многогранные интересы и способности помогут смириться с поражением в профессиональной сфере. Таким образом, подрываются настойчивость и упорство, необходимые для преодоления творческих кризисов в работе (о чем в другой форме говорят 3. Фрейд и приверженцы его взгляда).
Среди теорий женской психологии заслуживают внимания, на наш взгляд, два подхода к проблемам реализации одаренности у женщин. Один из них основывается на многолетнем исследовании К. Холлингер и Э. Флеминг, которые в 1979 г. отобрали 100 одаренных девушек и, реализуя собственную программу профориентации, начали с ними работать, для того чтобы преодолеть барьеры на пути к достижению профессиональных целей. Исследовательницы уделили особое внимание развитию самооценки (social self-esteem), которая, по их мнению, является центральным для реализации возможностей одаренных девушек. Самооценка формируется на основе двух составляющих самовосприятия - инструментальности и экспрессивности.
Под инструментальностью понимается отношение к себе как к компетентному лицу и убеждение в своих способностях эффективно действовать, оказывать влияние и принимать самостоятельные решения. Женщины, отличающиеся высокой инструментальностью, решительны, активны, склонны к принятию рискованных решений. Экспрессивность - это восприятие себя как человека заботливого, общительного, способного к аффилиации. Женщины с высокой экспрессивностью обладают межличностными способностями и сензитивностью к межличностным отношениям, им также присущи высокоразвитые самосознание и самопонимание.
Инструментальность является ведущим компонентом высокой самооценки. Она защищает одаренных девушек от отвержения в группе, которое может быть результатом их успехов в учебе, и является основой для развития уверенности в себе, необходимой для достижения высоких целей. Согласно результатам одного из исследований, уверенность в себе может служить лучшим основанием для прогноза достижений, которые будет иметь ребенок, когда станет взрослым, чем высокие отметки в школе или же высокие притязания.
К. Холлингер и Э. Флеминг нашли, что, начиная со старших классов, восприятие собственной инструментальности является хорошим критерием для прогноза уверенности в профессиональной компетентности и удовлетворенности жизнью. Напротив, экспрессивность не является таким показателем, однако в сочетании с инструментальностью она также определяет самооценку.
Важным результатом этого исследования является вывод о том, что если мы хотим, чтобы одаренные девочки в будущем многого добились в работе и были уверены в межличностных отношениях, то в них необходимо поощрять развитие не только инструментальности, традиционно связываемой с маскулинностью, но и экспрессивности. Одаренные девочки должны понять, что для того,чтобы быть умными и преуспевающими, им не надо отказываться от экспрессивных качеств - заботливости, чувствительности, общительности. Описанный подход является хорошей основой для построения целевых программ для поддержки одаренных девочек и оказания им помощи в выработке жизненных планов и стилей.
М. Стейнкамп выдвинула теорию мотивационного стиля, в которой утверждается, что определенные виды исследовательского поведения, практикуемые в детстве, закладывают основы для взрослых достижений в науке. Исследовательское поведение развивается в условиях свободы от оценки, ответственности и внешне стимулируемой деятельности. Оно разворачивается в ситуациях, отличающихся неопределенностью и двойственностью. В современном обществе девочек воспитывают в совсем ином мотивационном стиле - подчинении правилам и требованиям других (comliant style). Для такого стиля характерны зависимость от внешних поощрений, потребность во внешней обратной связи, соответствующее подчиняющемуся стилю поведение; он возможен только в контексте общества (а не индивида) и проявляется лучше всего при внешнем локусе контроля.
Исследовательница приходит к заключению, что одаренных девочек необходимо обучать самостоятельному, независимому поведению. Они должны учиться работать в одиночку, получать удовольствие от неопределенности и двойственности, работать без внешних поощрений и одобрений. Это означает, что необходимо вносить коррективы в устоявшийся процесс социализации, т. е. направлять большие усилия на переобучение родителей, учителей, широкого социального окружения.
* * *
Анализ многочисленных зарубежных исследований, их сопоставление с результатами отечественных работ, прямо или косвенно относящихся к проблеме самореализации одаренных женщин, наши собственные данные послужили основанием для следующих выводов. Проблема самореализации одаренных женщин относится к социальнопсихологическим и социальным проблемам современного общества. Специфика проблемы самореализации одаренных женщин определяется редким сочетанием особенностей социализации девочек (воспитание эмпатийности, отзывчивости, ориентации на альтруизм и жертвенность, приспосабливаемости) с характеристиками, присущими одаренным детям вообще (повышенные чувства ответственности, справедливости, перфекционизм, идеализм), что само по себе является исключительно благодатной почвой для пребывания в тени.
Сопоставление практики образования в нашей стране и за рубежом показывает, что "тихая" дискриминация девочек в школьных классах и университетских аудиториях представляет собой универсальное явление. В силу отсутствия соответствующих законов, многолетней кампании дискредитации феминистских движений и почти полного отсутствия информации в этой области дискриминация женщин в нашей стране порой носит открытый характер публичных высказываний и соответствующих действий. Профконсультационная работа и психотерапевтическая помощь строятся без учета специфических потребностей женщин при выборе профессиональной карьеры и при обращении за психотерапевтической помощью.
Для того чтобы разомкнуть порочный круг, необходимо предпринять некоторые шаги:
- выделить как самостоятельную научную дисциплину психологию женщин и мужчин;
- разработать социально-психологические основы тренингов для родителей, преподавателей, психологов, помогающие отрефлексировать и внести необходимые изменения как в собственную систему взглядов, убеждений, ожиданий относительно разных полов, так и в систему взаимоотношений и взаимодействий с разными полами в семье, классе, аудитории;
- разработать социально-психологические основы превентивных и коррекционных программ для девочек, девушек и женщин, помогающие адекватно оценивать себя и делать обоснованные жизненные выборы;
- пересмотреть учебные курсы и учебники с тем, чтобы они содержали информацию о женщинах, внесших вклад в данную область; чтобы они включали задания, пояснительный материал, иллюстрации, рассказы, главными действующими лицами которых были бы девочки, девушки, женщины, причем не в стереотипных представлениях.